Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 125

Герой Керуака находится между разрушительными и созидательными тенденциями, эгоизмом и любовью, он вбирает в себя крайности, тем самым он близок героям Достоевского.

Другой тип — это герой, воплотивший идеал нового человека, идею livelihood of man. Это герой, чья жизненная энергия должна обновить и тем самым спасти старый мир, это герой, живущий сердцем, упоенный жизнью, проповедующий любовь, который всем остальным кажется безумцем.

Дин Мориарти, главный герой романа «На дороге», и есть святой изгой, житие которого создал Керуак. Открытие типа «святого безумца» было весьма значимым для Керуака, оно питало и его творчество, и саму мифологию Бит. Как отмечалось, Достоевский был причастен к появлению такого героя. Очевидно, Керуак воспринимал героев Достоевского как святых безумцев, провозвестников нового мира, «первохристиан». Безумный святой Дин Мориарти в его глазах был таким же героем, но появившимся на американской почве. Но есть и еще одна параллель с героями Достоевского — с образом князя-идиота. Слабоумие, идиотизм своего героя Керуак отмечает неоднократно, так же, как и его святость (imbecile, saint of Lot). Подчеркнутый антиинтеллектуализм, незрелость есть составляющие феномена идиота, которые характерны и для героя Достоевского. Однако если Достоевский, создавая образ «положительно прекрасного человека», наделил князя Мышкина чертами «будущего существа», то святой изгой Керуака, ставший кумиром молодежи 1950-х годов, хотя и наделен автором некоторыми христоподобными чертами (детскостью, незлобивостью), не имеет ничего общего с нравственным идеалом Достоевского. По сути своей — это герой не сформировавшийся, а формирующийся, ищущий Бога на дорогах Америки.

Подробнее на особенностях создания того и другого типа героя остановимся при анализе произведений Керуака.