Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 135

Как отмечает Т. Виссен в исследовании «Классическая культовая литература», «в XX веке центром культовой литературы становятся США, и в годы первых десятилетий после Второй мировой войны стало увеличиваться число культовых книг, особенно плодовитыми были шестидесятые». К культовым произведениям Т. Виссен относит романы Сэлинджера, Керуака, Плат, и эта оценка представляется верной, ибо книги «На дороге», «Над пропастью во ржи», «Под стеклянным колпаком» были не просто популярны, но и служили для целого поколения молодых американцев своеобразным учебником жизни, отразившим дух и устремления эпохи. Произведения этих авторов объединяет то, что они были написаны о молодежи и обращены к молодому читателю. Таким образом, феномен культовой книги связан с появлением молодежной контркультуры, поэтому представляется весьма продуктивным рассматривать развитие американского романа в контексте развития молодежной контркультуры.

Следствием восприятия романа «На дороге» как культовой книги, манифеста поколения Бит, стало распространение культурологических и биографических интерпретаций произведения. Как пишет исследователь творчества Керуака Т. Хант, существует три подхода к этому произведению: его рассматривают как биографию Керуака, который стал кумиром и выразителем настроений поколения Бит, как артефакт поп-культуры и, наконец, как евангелие нового поколения. Все эти подходы предполагают отношение к роману как явлению внелитературному.