Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 136

Т. Хант рассматривает «На дороге» как традиционный роман воспитания. Это, действительно, так, если смысловым центром романа является история Сала Парадайза, который отправляется в дорогу, чтобы познать себя и мир. Но если считать, что в центре романа — Дин Мориарти и мифология о Дине, то следует согласиться с точкой зрения И. Хассана, что перед нами особый роман о Бит, цель которого — передать мистический опыт Бит, мироощущение и философию нового поколения. Об этом же писал и Д. Тайтл, отмечавший: «“На дороге” — беспрецедентный роман как по форме, так и по содержанию, но больше всего по описанию субкультуры, которая полностью отличалась от нравов среднего класса 50-х годов; вместо них среднему классу предложили идеал освобождения и радости, испытываемые в менее привилегированных слоях общества. Гений Керуака состоит в том, что он представил возникающие новые ценности своего времени без навязчивого комментария». Вопрос о новых ценностях стал важным в оценке произведения. Так, например, в работе, посвященной поэтике произведений Керуака, американский исследователь А. Шварц полагает, что значение творчества Керуака определяется тем, что он «сфокусировал внимание общественности на вопросе ценностей. Политические и социальные протесты, бунты 1960-х были первыми и преимущественно бунтами ценностными». «“На дороге”, — отмечает исследователь, — текст, в котором символы и образы создают альтернативную реальность для социума, ожидавшего повествования, которое бы определило существующую реальность».