Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 13

Для того чтобы понять, какие существовали предпосылки принятия Достоевского как одного из духовных учителей, более того, превращение его в культового писателя Бит, нужно представлять те особенности поколения, которые сделали возможным формирование «встречного движения» в двух культурах.

Самая очевидная отличительная черта поколения Бит — бунтарство. Безусловно, писатели Бит являются главными бунтарями американской литературы 1950-х годов, бунтарство их произведений было отражением их личного опыта. Исследователь К. Видмер находит истоки битнического бунта в традиции киников, представленной Диогеном Синопским и его последователями. «Киники, в отличие от еврейских и христианских святых, — космополиты, индивидуалисты, существующие в смешанной и сложной культуре и в урбанизированных обществах. Программа киников несла философию проигрыша… Возьмем образ типичного литературного бунтаря поколения Бит, популяризированного в 1950-е годы. Как киники, так и Бит представляются схожими, когда они находятся в афронте к претензиям общества, к изящному существованию; как и киники, Бит смешивают вульгарное и интеллектуальное, используя как просторечие, так и интеллектуальные абстракции в языке». Действительно, поколение Бит, подобно киникам, выступало в защиту отступлений от нравственности, нарушений общественных норм. Но в то же время они одними из первых привлекли внимание к таким ценностям, как свобода, равенство, самодостаточность и прямота.