Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 146

Революция началась не в Европе, а в России и Америке». И далее: «Как писал А. Жид, западная литература социальна, она изображает отношения человека и общества и никогда, почти никогда, отношения человека к себе самому или к Богу. Толстой и Достоевский считали себя не просто писателями, а искателями, пророками, стражами в ночи. Их романы — фрагменты откровения».

Наличие религиозного чувства отличает роман Керуака. «На дороге» — «это проповедь (евангелие gospel)… проповедь чуда и любви. “На дороге” задумано именно как евангелие. Оно предлагает читателю принять ее как истину вне зависимости от художественной ценности», — подчеркивал И. Хассан. И хотя внешне цель путешествия героев проста — «я знал, что в пути будут девушки, видения, будет все, и где-то в пути жемчужина будет мне отдана» (8), на самом деле для Сала Парадайза смысл путешествия состоял в некоем божественном откровении, которое должно приоткрыть завесу бытия: «Я представил себе, как уже вечером буду сидеть в денверском баре со всей шайкой, и в их глазах я буду выглядеть чудаковатым оборванцем, и они примут меня за пророка, пересекшего пешком всю страну, чтобы произнести им тайное Слово, а единственное слово, которым я обладал, было “ура!”» (35). Быть в дороге — это ожидать прихода седовласого старца, «несущего Слово Господне, который в любую минуту мог появиться здесь и заставить нас умолкнуть» (55).