Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 147

И ожидаемое откровение дается герою: «…между Колорадо и Ютой в небе, в контурах облаков, над пустыней я увидел Бога, Который, казалось, направил на меня Свой указующий перст и произнес: ”Продолжай свой путь, он приведет тебя на небеса”» (181). Сам Керуак писал о смысле поисков своих героев: «На самом деле, это была история о двух приятелях-католиках, скитающихся по стране в поисках Бога». Поиск потерянного отца, брата, истинного «я», братства — все это часть поисков Бога.

Мы видим, что центральная тема в творчестве Керуака — эволюция духа, воскрешение человека. Как и Ф. Достоевский, Керуак чувствовал парадоксальную близость грешника и святого, он полагал, что путешествие внутрь себя неизбежно означает прохождение через сердце тьмы. Суть путешествия — движение через ночь к свету, началу дня. Подобно У. Блейку, значительно повлиявшему на поэзию Бит, художники Бит пытались в своем творчестве соединить рай и ад. С их точки зрения, преступление, непристойность, безумие, разрушая границы и табу, не только являются проявлением бунта против рационализма, но дают возможность превратить деструктивную энергию в творческую. Г. Стивенсон называет процесс прохождения человека через деструктивный опыт к обретению внутреннего знания, духовного просветления the beat-beatific. Эти координаты духовного пути человека (от «разбитости», разочарования к блаженству, духовному знанию) определяют смысл путешествия главных героев романа. В данном случае можно обнаружить параллель между важной темой духовных странствий в творчестве Керуака и темой воскрешения падшего человека у Достоевского.