Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 148

Для Достоевского обретение духовной истины, веры возможно через страдание, у Керуака же — через падение, испытание тьмою. В этом смысле «идея дороги» у Керуака близка пониманию дороги Достоевским — это дорога жизни, познания, страдания и обретения веры. Жемчужина, на поиски которой отправился герой романа «На дороге», формировалась в нем самом, она росла из его страданий и боли, медленно, слой за слоем, чтобы наконец стать драгоценным перлом. Мысль Достоевского об очищающей силе страдания нашла отражение в более позднем творчестве Керуака. В «Легенде о Дулуозе» появляется значимый для Керуака символ Креста, на котором был распят Христос. Виденье Креста является для Дулуоза ответом на вопрос о смысле страдания. Пример страданий Христа представляет триумф духа над болью и смертью. Святость страданий в том, что они очищают душу и помогают обрести Бога. Таким образом, дорога, в понимании Керуака, — это святой путь, крестный путь, благородный путь.

Тема дороги в романе Керуака имеет и вполне реальный смысл, указывающий на изменения, происшедшие в американском обществе. Здесь необходимо сделать замечание о том, как меняется понятие дороги в современной Керуаку Америке. Америка, изображенная Керуаком, существенно отличается от Америки Эйзенхауэра. Америка середины века знала только пригородные дороги, по которым американские семейства отправлялись на уик-энд к родственникам или на пикник. Керуак открыл большую дорогу для молодых американцев, взорвал традиционный быт американских семей, показал, что это и есть настоящая дорога. Она означала начало поисков, начало жизни, движения. Эти изменения обозначены и в самой книге знаменитым вопросом «Куда движешься ты, Америка, в сияющей машине в ночи?» (Whither goest thou, America, in thy shiny car in the night?). Использование архаизмов привносит торжественность, придает библейское звучание этим словам, тем самым изменяя масштаб происходящих в романе событий.