Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 14

Однако предшественниками Бит в западной традиции можно назвать и бунтарей в иудаистской пророческой литературе, для которых характерно осуждение власти и экзальтированное утверждение любви и сострадания. Не случайно в американской культуре утвердилась традиция сравнивать бунтарей Бит с Иеремией. Особенностью бунта Бит было стремление создать новую духовную атмосферу, новую религию, пророками которой они себя считали. Писатели Бит искали бунтарей и в других культурах и веках. Обращение их к героям Достоевского — существенная часть этих исканий.

Как уже говорилось, тема бунта, как одна из центральных, входит вместе с Бит в американскую литературу 1940— 1960-х годов, имеющую глубокие традиции в исследовании этой темы, которая разрабатывалась в творчестве Мелвилла, По, а также в литературе трансцендентализма. Мысль Р. Эмерсона о гражданском неповиновении, укорененная в американской духовной традиции, оказала существенное влияние на поколение Бит. Кроме того, идеи бунта против социального устройства и всего миропорядка питали литературу экзистенциализма, чье влияние испытывали представители поколения Бит. Безусловно, оно может быть включено в традицию бунтарства западноевропейской цивилизации. Но бунт Бит имел свою специфику. Он был анархическим по своей природе, имел целью раскрепощение, освобождение личности и был направлен на разрушение барьеров, существовавших в обществе, прежде всего классовых, расовых, сексуальных. Поколение Бит не ставило перед собой никаких политических целей, их бунт был своеобразным бунтом души. Как утверждал А. Гинсберг, целью Бит было «освобождение подавленных чувств взаимной необходимости друг в друге, доверия и эмоционального экстаза». Поколение Бит часто принимали за революционеров, но они, скорее, создавали стиль неповиновения, недовольства, чем были революционерами.