Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 151

Новое братство молодых бунтарей, отверженных, воспринимается как новое подполье. «Ведь они (Карло, Дин) были похожи на того парня, выбирающегося из подземелья с его тюремным камнем и мраком, убогие хипстеры Америки, новое блаженное разбитое поколение, частью которого постепенно становился и я» (54).

Тема подполья типична для романа Бит. Но если у Холмса она является центральной, и в своем понимании феномена подполья Холмс ближе оказывается к Достоевскому, то в романе «На дороге» тема подполья периферийная. Для Керуака подполье — это братство отверженных, святых, блаженных, мысль, далекая от Достоевского, хотя в художественном сознании Керуака она имеет связь с творчеством русского писателя. Дух братства, о котором пишет Керуак, чувство сострадания, несомненно, увидены им у Достоевского.

Как уже говорилось, роман «На дороге» формирует и питает мифологию Бит. Она создавалась, начиная с романа Холмса «Иди». Гинсберг отмечал: «Керуак воодушевлял Холмса на создание определенного интеллектуального стиля в мифологии о Ниле и о нем самом, и обо мне». В центре романа два героя: Сал Парадайз, герой-повествователь, и Дин Мориарти, «герой нового времени», вокруг которых и строится мифология поколения Бит.

Обычно в романах Бит сюжет имеет биографическую основу, а герои — хорошо известных прототипов. Сал Парадайз — alter ego автора. Имя повествователя предполагает в нем статус пилигрима, странствующего в поисках спасения и рая. Прообразом Дина Мориарти был друг Керуака Нил Кэссиди. Керуак создавал эти образы как образы «новых бродячих святых», поэтому он показывал не только их бунтарство, но и подчеркивал свойственные им кротость, мягкость, любовь к миру и человеку.