Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 152

В 1958 году в письме Д. Уолду, который планировал снимать фильм по роману, Керуак настаивает на том, что «персонажи “Дороги” — милые и нежные люди. Они не рассержены, не озлоблены, они хотят только улететь и “остаться в улете”, они, в основе своей, набожные ребята…». Возражая критикам, интерпретировавшим роман как произведение, полное духа нигилизма, Керуак писал: «Поэтому мое единственное настояние, опять же, что “На дороге” был книгой печальной и нежной. Критики заметили одно лишь неистовство и проглядели мягкий позвоночник Гекльберри Финна в этой истории, и вот это единственное, что бы мне хотелось обеспечить: что картина не будет яростной, не будет о насилии, быдле, хулиганстве, но — о добросердечных детишках в боли душевной, которые творят дикости от отчаяния».

Образ Сала Парадайза вобрал многие черты героев американской литературы, не случайно его сравнивают и с Гэтсби Ф. С. Фицджеральда, и с Томом Сойером М. Твена.

Образ Сала строится как образ героя-романтика, чей идеал и чьи представления сталкиваются с действительностью и повергают его в смятение. Отсюда трагичность и комичность этого героя.

Роман Керуака о странствиях Сала представляет собой роман воспитания. В этом смысле он сопоставим с «Подростком» Достоевского. Путь Сала — это путь познания. На дороге Сал учится делать добро, его душа преображается, постигая красоту мира, пробуждается для понимания тайн природы и человеческой жизни.

Сал предстает в романе и как наследник американской традиции, для которой характерно рассматривать цивилизацию как коррумпированную, лживую и искать спасения и обновления на границе.