Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 158

Если путь Сала Парадайза — это путь утраты романтических иллюзий, путь обретения любви к миру и всему живому, то путь Дина, каким показал его Керуак, — это «дорога святого» (251). Уже в первой части повествователь называет его святым, но с некоторой долей иронии: «…святой мошенник с душой нараспашку повстречал мошенника-поэта с темной душой Карло Маркса» (5). Внешняя греховность Дина не исключает его святости. По словам Керуака, «…человек, так фантастически потеющий за плоть, так же фантастически может потеть и за дух. Гёте говорил: “Путь к мудрости лежит через излишества”, и позднее эта цитата стала знаменитой благодаря мистику Уильяму Блейку. Изречение (и дух этого изречения) соотносится со знаменитой мыслью о том, что Бог любит грешников больше (поскольку, я полагаю, их можно больше прощать)…».

Святость здесь предстает как простота, доверие, отсутствие лицемерия. В письме К. Кэссиди Керуак отмечал: «Главное — Дин Мориарти свободен от лицемерия… Сегодня Дин еще дальше пошел по этому пути: он говорит, что собирается стать Проповедником». Дин являет собой пример героя, разрушающего мораль человека западной цивилизации, акцентируя внимание на лицемерии и ложном чувстве собственной значимости, которое тот культивирует. Сал чувствует в беседах с Дином его духовную чистоту, которая непонятна окружающим. Дин похож на благородного дикаря, на ребенка, воспитанного в лесу волками, который возвращается к цивилизации, не отказавшись от убеждения, что общество основано на насилии и ложных приоритетах.