Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 162

Керуак ввел Дина в мифический американский пантеон героев. Подобно безумному Ахаву, он бросает вызов молодым американцам, чтобы они присоединились к его поискам истинного существования и обетованной земли.

Одна из целей путешествия героев — установить гармоничные отношения с миром, которые были свойственны людям изначально, обрести утраченную Америку. В письме К. Кэссиди Керуак пишет: «…мы с Дином предприняли неимоверное путешествие по послеуитмановской Америке, чтобы ОБРЕСТИ эту Америку и ОБРЕСТИ внутреннюю доброту в американском человеке. В Американском Человеке и Ребенке». Мотив золотого века, звучавший часто в произведениях Достоевского, характерен и для прозы Керуака. Его герои ищут этот век счастья не во времени, а в пространстве. В конце романа Дин достигает земли обетованной, земли индейцев: «Наконец-то он нашел подобных себе людей!.. <…> …где мы наконец познаем самих себя, оказавшись среди всемирных индейцев-феллахов — племени, составляющего изначальную сущность умытого слезами первобытного человечества» (280). Однако этот мир также лишен гармонии, тем самым делая путешествие героев бесконечным.

Мы видим, что слова Керуака о том, что он написал роман «как у Достоевского», заключают важный смысл. Внутренняя связь с Достоевским в романе выразилась, прежде всего, в интересе автора романа к духовным проблемам, религиозным поискам человека, в чувстве сострадания к героям, в том религиозном видении, которое характерно для Керуака. Образы нигилистов, подпольных, святых романов Достоевского, переосмысленные, найденные Керуаком в современной ему действительности, оказались на страницах его книг. Влияние Достоевского ощутимо сказалось и в прорисовке характеров в романе, и в самом изображении подполья Бит.