Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 186

Как и в других произведениях, герой романа Джек Дулуоз, alter ego автора, странствует в поисках смысла жизни: сначала отправляется на пик Одиночества, чтобы «раз и навсегда понять, в чем смысл существования, страдания, всех этих бессмысленных метаний» (4). Он охвачен тоской, отчаяньем, экзистенциальной тошнотой.

Роман представляет собой исповедь героя, откровенное признание в своих заблуждениях, ошибках, сомнениях. Соединение рефлексии и эмоции — то, что отличает творчество Достоевского, — становится и особенностью романов-исповедей Керуака.

Герой-повествователь романа неизменен в основных своих чертах: это герой и антигерой одновременно, все так же страдающий от своей двойственности: «…я так и не смог в жизни своей быть чем-то иным, нежели гневным, потерянным, пристрастным, циничным, запутавшимся, испуганным, глупым, гордым, насмешливым, дерьмо, дерьмо, дерьмо» (71), живущий в одиночестве с «ощущением, что он чужой в этом мире» (172). Дорога для него больше не является способом познания себя, Бога. Он ведет отчаянные поиски места, где можно спрятаться от ужаса собственной жизни, и постепенно узнает, что дорога также бессмысленна и кошмарна.

Уже отмечалось, что подобный тип героя Керуак увидел у Достоевского.

Как и в предыдущих романах, это герой, бегущий от общества, современной цивилизации, которая противопоставлена настоящей «живой жизни». Антитеза цивилизации и естественной жизни типична для романа Бит. Джек Дулуоз благоговеет перед жизнью, он убежден, что «жизнь сама есть Дух Святой», что «каждый в этом мире — ангел» (66), но эта «живая жизнь» уничтожается современной цивилизацией, в современной, «высушенной Законом Америке… <…> Десятки тысяч чиновников-материалистов с ледяными глазами могут твердить, что и они тоже любят жизнь, но никогда не охватить ее им на такой грани греха и не увидеть Небес… <…>