Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 200

Действительно, в русском языке не существует адекватного термина понятию «adolescence», который звучал бы как подростковость, ибо, во-первых, он подразумевает возрастной период от двенадцати лет до двадцати одного года, т. е. отрочество и часть юности, во-вторых, не дает представления о той незавершенности, переходности, которые вбирает в себя это понятие. П. Спэкс утверждает, что проблема подросткового возраста «обязательно включает идеи исследования, становления и боли. Она связана с наиболее авторитетным стилем жизни в Америке, и это стиль — подростковый».

Почему именно в эти годы проблемы подростка выходят в литературе США на первый план? Во-первых, изменились социально-политические условия: в мир вошло новое поколение, детство которого пришлось на годы войны. Если их предшественники искали в детстве и отрочестве утраченные традиционные ценности, то военное время заставило рассматривать детство и подростковый возраст как нестабильный, конфликтный, противоречивый период в жизни. Во-вторых, повышению интереса к теме подростка в этот период содействовало широкое распространение теории Фрейда. В-третьих, изменившиеся социальные условия послевоенных лет способствовали продлению периода молодости у зрелых людей, созданию особой культуры — культуры молодых — и стали причиной распространения стиля жизни, который свойствен невзрослым людям. В-четвертых, выдвижение подростковых проблем на первый план связано с самим типом американского общества, очень молодым, лишенным глубоких традиций. Исследователь Ф. Карпентер отмечает, что американское общество является незрелым, невзрослым, поэтому социальные проблемы в нем идентифицируются с проблемами подростка.