Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 201

Литература отражает изменения, происходящие в обществе. Подросток становится архетипом для описания смятения ХХ века. Все американские критики, касавшиеся проблемы подростка, независимо друг от друга, отмечали, что подросток в современной американской литературе является символом для обозначения всего человечества в целом. Подростковая тема выдвигается на первое место как общечеловеческая тема. О том, что роман о подростке является доминирующим в американской литературе середины ХХ столетия, говорит тот факт, что, по данным исследования В. Уитама «Подросток в американском романе. 1920— 1960», за указанный период создано около шестисот произведений на эту тему, причем количественно роман о подростке с 1929 по 1959 год имел тенденцию к росту. В 1940—1960-е годы появляются классические произведения о подростке. Среди них романы Р. Райта «Сын Америки», Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», К. Маккаллерс «Участница свадьбы», С. Плат «Под стеклянным колпаком», С. Беллоу «Приключение Огги Марча», Д. Ноулза «Сепаратный мир» и др. Образ подростка становится центральным в литературе этих лет.

Подростковая тема появляется в американской литературе после гражданской войны, после Первой мировой войны занимает ведущее место, а внимание критики привлекает только после Второй мировой войны. За несколько десятилетий роман о подростке претерпел значительную эволюцию. Если в 1920-е годы еще господствует «традиция благопристойности» (genteel tradition), а в 1930-е в центре внимания оказывается социальная проблематика, то уже с начала 1940-х годов отмечаются усложняющийся психологизм романа о подростке и тяготение к символизму.