Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 203

Этот новый тип героя отразил появление в обществе особой системы ценностей и произвел важные изменения в литературной технике. Главный герой романа о подростке 1940— 1960-х годов — бунтарь и жертва одновременно, поэтому разные по творческой манере писатели, как К. Маккаллерс, С. Беллоу, Дж. Д. Сэлинджер, используют образ подростка для изображения радикального протеста против массового общества, складывающегося в середине века. В. Уитам говорит о необычайной чувствительности героя (обычно это художник), который свое будущее связывает с искусством. Джонсон обозначает некоторые особенности, характерные для нового героя. Как правило, герой «1) испытывает чувство утраты защищенности и стабильности, которые связаны с детством, беспокойство о будущем; 2) осознает автономность жизни тела; 3) чувствует сексуальное смятение, особенно если героиня — девушка; 4) испытывает чувство изолированности и одиночества в мире; 5) стремится убежать из привычного окружения и освободиться от физической, эмоциональной и интеллектуальной зависимости; 6) осознает невозможность бегства».

Таким образом, к 1940—1960-м годам формируется новый тип романа о подростке, в котором образ подростка рассматривается как символ положения современного человека в мире; для этого романа характерны: символизм, философская проблематика и связанная с нею философская символика. Действие развивается от бунта героя, метафизического, социального, через срыв к обретению нового духовного знания. Герой романа — фигура противоречивая, он часто вбирает черты антигероя.