Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 20

Поколение Бит создало собственную культуру молодых и противопоставило ее традиционной культуре, которая воспринималась как культура взрослых. Произошедшие изменения были своеобразной революцией, которую Керуак назвал «революцией нравов». В обществе появился особый класс, который не вписывался в традиционную социально-классовую структуру — класс молодых людей. Как отмечал Сол Беллоу, этот новый класс образовался в американском обществе к шестидесятым годам. Возник феномен молодежной культуры, оказывающей влияние на культуру мэйнстрим.

Безусловно, проблема бунта не могла быть осмыслена в XX веке без опыта Достоевского. Об этом пойдет речь в соответствующих разделах.


Бит как революция духа

Если говорить о смысле бунта, предпринятого поколением Бит, то очевидна его противоречивость. Он вобрал в себя крайние тенденции — и к созиданию, и к разрушению. По словам Камю, «взбунтовавшийся раб разом говорит и “да”, и “нет”». «Бунт, ведущий к разрушению, алогичен. Будучи поборником единства человеческого удела, бунт является силой жизни, а не смерти. Его глубочайшая логика — логика не разрушения, а созидания». Цель бунта — преображение, по мысли Камю, поэтому бунт «может быть источником новых духовных ценностей». Эта противоречивость бунта нашла отражение и в термине «позитивное отрицание», характеризующем миросозерцание поколения Бит.