Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 210

Главной отличительной чертой русского реализма и южной литературы является так называемая «жестокость». К. Маккаллерс пишет о том, что Достоевского обвиняли в жестокости, в этом же часто обвиняют и современных ей писателей Юга, в том числе Фолкнера. Жестокость усматривается в манере, в которой представлена изображаемая действительность и которую южане переняли от русских: «Коротко, техника такова: смелое и внешне бессердечное соседство трагического и комического, величественного и тривиального, возвышенного и непристойного, человеческой души и материальной детали».

Читателям, привыкшим к классическим традициям литературы, этот метод кажется отталкивающим, циническим. К. Маккаллерс сопоставляет изображение смерти в двух произведениях: «Преступлении и наказании» Достоевского (смерть Мармеладова) и «Когда я умирала» У. Фолкнера. Она приходит к выводу, что метод изображения у Достоевского и Фолкнера схож: «Здесь происходит слияние страдания и фарса, которое действует на читателя с силой почти физически ощутимой… Фарс и трагедия всегда использовались для контраста, но в произведениях русских и южан они накладываются друг на друга, так что действуют одновременно». К. Маккаллерс пишет о беспристрастном изображении Достоевским зла, смятения в жизни.

Другая особенность русского реализма, который К. Маккаллерс связывает с реализмом Достоевского, — это подсознательное нравственное отношение к жизни, являющееся духовной основой произведений.