Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 212

Как отмечалось, одна из особенностей реализма Достоевского, по мнению Маккаллерс, состоит в том, что его художественный метод способен выразить универсальные метафизические проблемы. Это качество прозы и самой Маккаллерс, которое позволяет исследователям ее творчества говорить о том, что ее метод близок к символизму, а проза имеет мистическое измерение. Наличие второго измерения, второго плана прозы, позволяет рассматривать ее романы как притчи.

Одна из важных черт художественного метода Маккаллерс, вытекающая из ее понимания реализма и смысла писательского творчества, — та фантастичность, смешение реальности с ирреальностью, которую она обнаружила у Достоевского. Достоевский в письме А. Н. Майкову писал: «Совершенно другие я имею понятия о действительности и реализме, чем наши реалисты и критики. Мой идеализм реальнее ихнего» (Д. 28 (II), 329). А позже в письме к Н. Н. Страхову отмечал: «У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве), и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казенный взгляд на них, по-моему, не есть еще реализм, а даже напротив» (Д. 29 (I), 19). Маккаллерс, как и Достоевский, отстаивает собственное видение реальности. Она видит смысл художественного творчества не в копировании действительности, а в проникновении в ее глубину и тайну с помощью творческого воображения: «Только с помощью воображения и реальности вы узнаете то, что требует роман. Реальность одна никогда не была важна для меня. …Воображение соединяет память и прозрение, реальность и мечту. У меня все еще есть собственная реальность». Она отмечает приоритет воображения над фактами жизни: «Воображение правдивее, чем реальность; писатель по природе своей — это мечтатель, и сознательный мечтатель».