Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 216

Исследователи, изучая воздействие Достоевского на творчество Маккаллерс, сфокусировали свое внимание на романах «Сердце — одинокий охотник» (Пачмас), «Отражение в золотом глазу» (Эванс). При создании романа «Участница свадьбы» Маккаллерс также опиралась на художественный опыт Достоевского. Этот роман продуктивно рассматривать в контексте развития романа о подростке.

Героиня Франки Адамс, главное действующее лицо романа «Участница свадьбы», интересна тем, что представляет собой тот тип героя, который был открыт Достоевским и воспринят в США и на Западе как самый современный тип. Для него характерны, во-первых, широта натуры, способность вместить в себя и стремление к идеалу, и жажду разрушения. Во-вторых, герой зачастую вбирает в себя черты антигероя и поэтому еще одно свойство его — двойственность. Если Достоевский связывает двойственность героя с его широкостью, которая сама есть результат неустойчивости, неопределенности, незавершенности его личности, то Маккаллерс использует для определения подобного же свойства своих героев другой термин — «незаконченность». И Франки, и близкий ей по духу герой, Хани, обречены на крайности. Как говорит героиня романа Беренис: «Хани — мальчик, которого Бог не закончил при творении. Поэтому никогда не будет он удовлетворен жизнью». В-третьих, устремленность героя к разрешению вечных вопросов бытия, максимализм. Это герой бунтующий, его бунт — экзистенциальный, но заканчивается он обычно надрывом и скандалом. Герои существуют в состоянии болезненного напряжения, действуют в лихорадочном, аффектированном состоянии.