Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 217

Напряженность, страстность, которую отмечает Маккаллерс у героев Достоевского, роднит их с ее собственными героями.

Очевидна возможность сближения и сопоставления главной героини романа Маккаллерс Франки Адамс с теми героями-подростками в произведениях Достоевского, о которых упоминает писательница в статье «Русские реалисты и литература Юга», — Лизой Хохлаковой, Колей Красоткиным; однако возможно поставить ее в один ряд и с другими типами Достоевского — Раскольниковым, Ипполитом, подпольным человеком. Несмотря на то что они старше, они представляют неустойчивый, «подростковый», инфантильный тип героя.

Рассмотрим, как строится образ главной героини в сопоставлении с героями Достоевского. Как уже отмечалось, одной из главных отличительных черт изображения действительности Достоевского Маккаллерс называет напряженность, страстность. Образ выстроен как пересечение полей напряжения. Эта напряженность создается и повторением эпитетов: напряженный, печальный, безумный, страшный, страшно, и самим пейзажем, который является, как и у Достоевского, средством описания душевного состояния героини. Пейзаж, представленный Маккаллерс, производит то же впечатление, что и у Достоевского: пустынные улицы, темные деревья усиливают нервное напряжение, состояние, близкое к истерии, у героини Маккаллерс. Кухня, в которой проводит целые дни Франки, напоминает замкнутое пространство, в котором существуют и герои Достоевского, «тихая, безумная и печальная» (19) комната Франки — самая жаркая и душная в доме и своим убожеством, теснотой похожа на комнату Раскольникова. Сам дом, в котором Франки живет с отцом, — самый безобразный в городе, вызывающий у девочки ненависть, сродни тем уродливым, бедным углам большого города, где обитают герои Достоевского.