Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 221

Невозможность быть другим и невозможность быть собой — этот конфликт героиня Маккаллерс разрешает подобно героям Достоевского. Она бежит в мечту, идею, фантазию, в которой мир был бы устроен справедливо. Мотив бегства типичен для романа о подростке. Как и герои у Достоевского, Франки одержима мечтой, осуществление которой способно преодолеть чувство отчужденности, помочь ей стать «участницей мира». Франки мечтает вместе с братом и его невестой путешествовать по свету, обрести известность, пережить много приключений и рассказать о них по радио всему миру. Ее мечта о свадьбе всецело захватывает ее, принимает гротескные формы. Граница между реальностью и фантазией оказывается все более зыбкой: «…она увидела брата, его невесту и себя, идущими вместе под холодном небом Аляски. Благодаря свадьбе, эта далекая земля казалась близкой и доступной. Действительная реальность на самом деле казалась ненастоящей» (67). Если герои Достоевского мечтают о бегстве в Америку, то для Франки Аляска символизирует мир мечты, гармоничный и справедливый. Мечты — средство самоутверждения для героини. Она видит себя то моряком, то летчиком, совершающим подвиги на войне, или часовщиком, не менее искусным, чем отец, опорой семьи. Жажда своеволия и самоутверждения характерна и для молодых героев Достоевского. Герой, робкий, слабый, неуверенный, настоящую яркую жизнь проживает в мечтах, однако разрушение их ведет к еще большему одиночеству и изоляции.

Одиночество, как отмечала К. Маккаллерс, может быть смягчено только силой человеческой любви: «Любовь — это мост, который ведет от чувства Я к Мы. …Любовь — это утверждение, она мотивирует положительные ответы в смысле более широкого общения. Любовь преодолевает страх, мы больше не боимся давно преследующих нас вопросов: “Кто я? зачем я? куда я иду?”. Страх по сути своей — источник зла».