Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 226

Но предположения Фиена вряд ли можно считать убедительными, тем более что приведенная цитата из «Братьев Карамазовых» была в то время хорошо известна американской аудитории, стала почти крылатой.

Спорным является и тот характер общности, который обнаруживают исследователи у Достоевского и Сэлинджера. Сами авторы чувствуют неуверенность в его определении, поэтому Фиен предпочитает термину «влияние» термин «параллель», хотя предлагает понимать под этим термином именно влияние. Дискуссионными, хотя и интересными, представляются обнаруженные исследователями параллели (у Герика — общность) в двух романах. Например, параллельные мотивы «уток» и «собак» (Фиен) или общность двух отрицательных героев, у которых и в романе «Подросток», и романе «Над пропастью во ржи» одинаковое имя — Морис.

Подход Герика к изучению влияния Достоевского на Сэлинджера представляется более убедительным, а роман «Подросток» — наиболее адекватным произведением, в котором можно найти источники влияния и сопоставления. Сопоставление этих романов возможно по целому ряду причин. «Подросток» — это «остросовременный роман воспитания» из жизни юноши, формирующегося в условиях большого города, поэтому его проблематика и сюжетные коллизии не могли не отразиться в «романе воспитания» середины ХХ века. Нельзя согласиться с мнением Фиена о том, что религиозная тема является ведущей в романе Сэлинджера и тем роднит это произведение с «Братьями Карамазовыми». Перед нами не романы идей, как полагает исследователь, а романы о взрослении подростка или, как пишет Герик, «о кризисе сознания подростка в период становления».