Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 227

Именно эпоха взросления отражена в романе Достоевского «Подросток» и романе Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

Общими могут быть названы следующие темы: тема школы как символа современной цивилизации, требующей от человека конформизма и навязывающей ложные знания и ценности, тема воспитания, тема семейная, религиозная тема, а точнее, тема Христа, тема большого города, в котором странствуют герои, тема красоты, тема любви. Общими являются мотивы бегства и поисков учителя, мотивы одиночества и конфронтации, мотив утерянного рая. Общими являются приемы: изображение героя, совмещающего в себе черты антигероя, повествование ведется от первого лица, изложение событий дано в хронологической последовательности с небольшими временными срывами, прошлое описывается зачастую ассоциативно, манера повествования реалистическая, смешение фарса и трагедии, использование символов. Характерна для романов и общая проблематика: проблема собственной идентичности, поисков героями смысла существования, связующей идеи.

Итак, перед нами два романа о подростках, объединенных одной темой, проблематикой, повествовательными приемами, героями. Поэтому вывод Герика о том, что именно Аркадий Долгорукий, а не Гек Финн или Ник Адамс является «литературным братом» Холдена, представляется наиболее убедительным.

В центре внимания писателей — герои в том периоде «широкости», когда они «способны лелеять величайший идеал рядом с величайшей подлостью» (Д. 13, 307). Взросление — переход из детства во взрослость — более напоминает «скачок, нежели переход, который всегда сопряжен с риском», это изгнание из «рая детства», воспринимаемое как трагедия.