Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 230

Это может быть бегство в идею стать Ротшильдом или бегство в Америку (мечты Аркадия) или на Дикий Запад (об этом мечтает Холден), или, наконец, в угол или хижину: «…построю себе хижину и буду жить до конца жизни» (С. 205). Главное, что герои бегут от необходимости, предопределенности, удела в мир свободы. Но и субститут утопии (идеала) так же невозможен, как и сам идеал. Аркадий быстро забывает о своей идее, Холден признает: «Нельзя найти спокойное, тихое место — нет его на свете» (С. 210). Свобода в мире несвободном, причинном недостижима, как и недостижим утерянный рай — границы мешают, «закон личности связывает».

Недостижимость идеала, утрата скрепляющей идеи, Бога и ведут к жизненному хаосу, неблагообразию, абсурду, провозвестником которого был Достоевский. «Абсурд связан с ностальгией, тоской по потерянному раю. Без нее нет и абсурда», — писал А. Камю. В центре внимания Достоевского и Сэлинджера — движение героев в абсурдном, утратившем связи, мире. Немаловажно, что это движение начинается с того момента, когда герои оставляют школу. И Достоевский, и Сэлинджер описывают закрытые мужские школы, где оба героя переживают утрату чувства защищенности, которое дает семья. Школьный опыт — негативный опыт для Холдена и Аркадия потому, что школа является замкнутой моделью общества, устроенного несправедливо.

Именно в школе они впервые сталкиваются с неравенством, прежде всего сословным. В пансионе Тушара Долгорукому указывают на его незаконнорожденность и два года он подвергается оскорблениям и побоям.