Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 235

Следует отметить, что все эти выводы связаны с темой «первого детства». Т. Степанова выделила возрастные критерии, которые особенно интересовали Достоевского: пять, десять, четырнадцать лет. Десять лет (у Достоевского в «Подростке» — двенадцать лет) — период «зарождения правильного сознания», удаления ребенка от природного начала, «овзросление» (Б. Тарасов) через надрыв и надлом. Четырнадцать лет — начало «широкости». Очевидно, «первое детство» и эпоха «широкости» привлекали Достоевского и Сэлинджера прежде всего.

Как указывалось выше, для Сэлинджера, как и для Достоевского, обращение к теме детства важно для решения целого ряда художественных задач. Рассказы о детях-жертвах служат обвинением всему миропорядку, заставляющему невинных страдать.

Неустойчивая позиция героев, пребывающих между детством и взрослостью, инфантильностью и мудростью, определяет особое их положение в структуре романа. Они оказываются вне жизненного беспорядка (outside disorder).

Оба героя находятся в полярном мире. Отношение Холдена к окружающему, прежде всего, эстетическое, мир делится для него на красивое (подлинное) и некрасивое (фальшивое). По словам Фромма, «здесь-то и кроется связь между красотой и истиной. Красота противостоит не безобразному, а фальшивому; это чувственное выражение таковости вещи или человека». Эстетический выбор совершается во многом интуитивно, поэтому Холден не нуждается в наставнике. Он отвергает всех, кто хотел бы помочь ему определиться: учителя Спенсера, мистера Антолини, старшего брата ДВ, психоаналитика. Отец не играет в самоопределении героя почти никакой роли.