Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 244

Растущая известность Плат в настоящее время связана с популярностью феминизма, а также феминистских исследований творчества писательницы. Феминистская критика восприняла произведение С. Плат как роман об инициации женщины. Существуют и психоаналитические интерпретации романа, рассматривающие его как внутреннее описание мира шизофреника.

Однако эти распространенные подходы к чтению и интерпретации романа Плат исключают или выводят на второй план главную проблему — проблему особенностей поэтики произведения. Поэтому прочтение ее романа в контексте творчества Достоевского, оказавшего решающее влияние на создание произведения, представляется весьма продуктивным.

Творчеством Достоевского Плат заинтересовалась еще в школе. В 1949 году она посещала класс литературы, где среди изучаемых писателей был и Достоевский. В Смит колледже С. Плат слушала лекции В. Набокова, курс Э. Симмонса «Произведения Достоевского и западный реализм». Она была настолько увлечена Достоевским в эти годы, что в 1954 году под руководством профессора Д. Гибиана начала работу над исследованием, посвященным проблеме двойничества у Достоевского. Выбор темы дает представление о характере интереса Плат к Достоевскому. Этот интерес был не только академическим, но и глубоко личным. Предмет исследования отражал осознание ею собственных психологических проблем, своей двойственной природы, стремление найти способ проецирования и объективации этих проблем в художественном творчестве. В своей поздней поэзии (многие стихи С. Плат — «Колосс», «Зеркало», «Отец», «Через океан» — содержат ссылки на зеркала и двойники) и в романе она использует полученный опыт изучения творчества Достоевского.