Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 246

Основное внимание в работе уделяется двойничеству как художественному приему, используемому Достоевским. Плат отмечает, что «техника двойничества является поучительной, так как часто радикальным образом открывает скрытые черты характера и придает контрастность непримиримым внутренним конфликтам» (3).

Значительная часть исследования посвящена рассмотрению характера изменений в использовании этого приема Достоевским в «Двойнике» и «Братьях Карамазовых». Одна из проблем, которая в этой связи кажется Плат важной, — соотношение реальности и фантазии в изображении двойника Достоевским: «Вопрос о реальности двойника беспокоит нас, как и Голядкина. Часто трудно установить границу между субъективными галлюцинациями Голядкина и объективной реальностью происходящего… Порой реалистическое изображение двойника ведет к двусмысленности» (19—20). Эту неопределенность техники, по мнению Плат, Достоевскому удается преодолеть в романе «Братья Карамазовы». Иван «имеет двух двойников: Смердякова и Черта. Для Ивана оба они реальны. Смердяков имеет физическую реальность. Черт имеет психическую реальность. Оба служат для того, чтобы привести его к более полному пониманию загадки собственной личности» (34). Плат приходит к выводу, что Достоевский «сделал значительный шаг вперед в разработке темы двойника, он уничтожил опасность смешения фантазии с реальностью в масштабах самого повествования. Невозможно установить точные границы между реальным и воображаемым в «Двойнике», а в «Братьях Карамазовых» границы ясны, и сила образов Смердякова и Черта интенсивнее благодаря прояснению» (54).