Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 247

Отличие между двумя произведениями Плат обнаруживает и в сложной проблематике романа «Братья Карамазовы». «Двойник» она называет наивной комедией ошибок, сыгранной между «идентичными близнецами на психическом уровне», в то время как «Братья Карамазовы» — трагедией человека, разрывающегося между верой и безверием (55).

Как мы видим, проблема двойничества рассматривается Плат, прежде всего, как психологическая проблема, и в своем анализе она придерживается весьма распространенного в те годы психоаналитического подхода в интерпретации этой темы у Достоевского. Проблема двойничества связывается с поисками собственной идентичности, поэтому она оказывается значимой для Плат и как ее собственная личностная проблема. «Появление проблемы двойника является аспектом человеческого желания решить загадку собственной идентичности» (1), — пишет Плат. Рассматривая образ Голядкина, она отмечает, что герой «не в силах сделать отличия между собой настоящим и поддельным. Центральной проблемой “Двойника” является проблема идентичности. Она заключается в нервных попытках Голядкина доказать, что он такой, как все» (19). Выдвинутое С. Плат положение о том, что одно из величайших открытий, сделанных Достоевским, — это понимание того, что существуют люди, которые сделают что угодно, чтобы избежать разрушения собственных представлений о себе, является не только художественным анализом текста, но и блестящим самоанализом. Плат пишет, что «Голядкин не может признать свое alter ego из страха разрушить собственное представление о себе, и, таким образом, он проецирует тревожащие его непоследовательные элементы личности во внешнюю форму двойника» (12). Отрицание собственной идентичности ведет к утрате чувства реальности, к расщеплению личности («“я” Голядкина в этом случае не просто расщеплено, оно расколото на миллионы частей, каждая их них становится автономным дубликатом оригинального образа») (24), душевной болезни и смерти.