Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 251

Роман С. Плат продолжает ту же тему взросления и становления личности, представляет собой повествование от первого лица. Это история странствий героини по большому городу. То, о чем в произведении Сэлинджера упоминается лишь бегло, — о нервном срыве героя, составляет содержание второй части романа Плат. Развитие действия происходит через срыв к обретению себя и примирению с действительностью. Сходны основные темы и мотивы, повествовательные приемы (использование символов, освещение основных событий в трагикомическом ключе), повествовательное время, проблематика.

Действие происходит летом 1953 года. Многие события того времени воссозданы в романе: казнь на электрическом стуле Розенбергов, возрастающая власть сенатора Маккарти, начало президентства Эйзенхауэра. Вероятно, поэтому роман был воспринят как социально-критический. Л. Лернер писал: «В романе содержится критика Америки, которую невротик может сделать так же, как и любой, а может, и лучше, и мисс Лукас делает ее великолепно». С момента публикации произведение Плат рассматривалось в контексте общего интереса американской литературы 1960-х годов к проблеме противостояния личности и общества (К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», К. Воннегут «Бойня номер пять», Д. Хеллер «Уловка-22»). В этот период безумие и война стали метафорами человеческого удела. Впрочем, первые отзывы на роман были довольно сдержанными. В рецензии, опубликованной в литературном приложении к «Таймс», говорилось о том, что «автор, безусловно, умеет писать», «если она научится изображать так же хорошо, как она воображает, то она может написать великолепное произведение».