Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 254

Система двойников и призвана, с одной стороны, передать вытесненные желания главной героини, ее внутреннюю неустойчивость, а с другой стороны, показать разные грани ее личности, передать поиски собственного «я», решить проблему идентичности. Плат для этого прибегает к опыту Достоевского. Проблема поисков идентичности героя является центральной проблемой в «Двойнике» Достоевского, и Плат использует свое исследование для изображения двойников в романе. Она рассматривает два типа двойников в соответствии с их отношением к объективной реальности. Первый тип — это реальные двойники, которые, по определению Л. Гроссмана, можно было назвать «психологическими» (Лужин и Свидригайлов, Иван и Смердяков). Второй тип, свидетельствующий о «раздвоении человека, спорящего с собою», является фантазией, галлюцинацией героя. «Психологическими» двойниками в романе Плат являются Дорин, миссис Гуини, Джей Ки, Джоан. Так, Дорин — раскрепощенное «я» героини, мечтающей об экзотической коллекции любовников. Джей Ки — целеустремленное «я», в нем воплощены мечты о профессиональной реализации — стать редактором, писательницей (как миссис Гуини). Особую роль играет образ Джоан, ее жизнь — трагический вариант жизни Эстер, побежденной болезнью. Сама героиня ощущает Джоан своим двойником: «Мы были достаточно близки, так что ее мысли и чувства казались мне искаженными, темными отражениями моих собственных мыслей и чувств» (179).

Но есть и другие двойники, которые свидетельствуют о расколотом сознании героини. Элли Гринвуд воплощает вытесненные желания Эстер о полной свободе от табу и условностей, навязанных ей извне. Таким именем называет себя Эстер, когда она вместе с Дорин пьет в баре и флиртует с незнакомыми молодыми людьми. При этом чувствует, «словно она раздвоенная личность или что-то вроде».