Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 255

Полианна Каугерл — больное сознание Эстер. Так называет Эстер свое отражение в зеркале, когда чувствует себя опустошенной, отрезанной от мира, словно она находится под стеклянным колпаком. Элли Хиггинботом — жена механика, которая живет в Чикаго, — еще одна фантазия Эстер, в которой нашли отражение мечты о простой здоровой жизни, жизни домохозяйки. Еще одно «я» Эстер воплотилось в героине романа, который она собирается написать.

Таким образом, неустойчивость героини в мире, амбивалентность ее натуры подчеркивается сложной системой двойников, каждый из них проигрывает разные варианты поведения, различные судьбы — от сумасшествия и самоубийства до добропорядочной жизни домохозяйки. «Как “я” Голядкина, — пишет в своем исследовании Плат, — расщеплено на миллионы частей», и эта множественность указывает на сложность проблемы самоидентификации героя, так и героиня Плат имеет множество двойников.

Г. Ламьер подчеркивает важную роль двойников для изображения начинающейся душевной болезни героини: «Драматизируя проекцию шизофренических страхов на фигуру двойника, Достоевский дал ей (С. Плат. — И. Л.) более глубокое понимание ее собственного душевного расстройства». В своей работе о Достоевском С. Плат связывает проблему двойничества с шизофренической природой человека. Его неспособность обрести целостность приводит к душевной болезни. Примером развития душевной болезни является для писательницы история Голядкина. Героиня ее романа также не способна разрешить конфликт — это ведет к душевному расстройству и попытке суицида.