Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 256

Таким образом, в романе Плат представлен тип героя и тип сознания, открытые Достоевским. Основные черты его — амбивалентность, неустойчивость. Во многом это сознание подростка, который предъявляет максималистские требования к миру и бунтует, когда мир эти требования не оправдывает. Герой находится во власти противоположных желаний, чувств, которые ведут к внутреннему конфликту и душевному расстройству, отчужденности и одиночеству. Плат использовала опыт Достоевского для изображения нездорового сознания, больной психики. Система двойников, созданная под влиянием Достоевского, должна была отразить как сложность такого сознания, так и сам процесс зарождающейся душевной болезни.

Конфликт, представленный в повести, типичен для конфликта в романе о подростке, который мы рассматривали в романах Достоевского, Маккаллерс и Сэлинджера, и развивается по тем же правилам. Героиня романа, как Холден, Франки и Аркадий, ведет борьбу против навязанной ей обществом роли за собственную аутентичность.

Все отношения Эстер с внешним миром напряжены до предела. Обозначим эти конфликтные отношения: это и внутренний конфликт, и конфликт с социумом, который включает наиболее близкое ей социальное окружение — школу, семью. Но и весь современный мир — это мир под колпаком, где зыбка грань между нормой и болезнью. Подробно выписан мир большого города, Нью-Йорка, куда попадает Эстер. Нью-Йорк — город, гибельный для души. Мотив гибели преобладает в описании городского пейзажа. Эстер видит город под дождем, она чувствует «темное сердце Нью-Йорка», его серые здания напоминают ей о смерти. Темный, серый — постоянные эпитеты для описания города. Нью-Йорк — это и «душевный» город, ибо его хаос и абсурд есть отражение душевного хаоса героини.