Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 257

Таким образом, сам город является еще одним двойником героини. Однако это открытие принадлежит Достоевскому. О значении Петербурга для изображения внутреннего конфликта героя в «Двойнике» Достоевского пишет и Плат в своем исследовании.

Школьный мир, как и у Достоевского, представлен в воспоминаниях героини. Это — женский колледж. И показан он также негативно. Жизнь в колледже — своего рода стеклянный колпак, который, по словам Эстер, ничем не отличается от больницы для душевнобольных: «…здесь тоже играли в бридж и сплетничали» (194). Стеклянный колпак — навязанная ей система ценностей, в центре которой стоит успех. Школа, представленная в романе, воспроизводит и поддерживает ту систему отношений, которая отчуждает человека от собственного «я». Такое изображение школы близко и Достоевскому, и Сэлинджеру.

Как и подросток Достоевского и Сэлинджера, героиня Плат бунтует против сложившейся системы отношений. Это бунт и социальный, и экзистенциальный. Она бунтует против своего удела и против уготованной ей социальной роли. Этот протест является всеобъемлющим.

Варианты разрешения конфликта те же, что и в рассмотренных произведениях Достоевского, Маккаллерс и Сэлинджера: бегство, бунт, примирение.

Автор предлагает для героини все возможные варианты: то Эстер задумывает бежать в Чикаго, то стремится разрушить «колпак» и ее охватывает «тяжелое непослушание».

Как и Достоевский, Плат ищет для героини пути примирения с действительностью, тем более, что это примирение означает избавление от болезни. Для разрешения конфликта Плат прибегает к той системе двойников, которая была создана под влиянием Достоевского.