Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 268

Причем в монологе Портного обыгрывается знаменитое сравнение человека с «тварью дрожащей». Безусловно, сходство рассуждений героев объясняется схожестью проблем, которые они решали, но в монологе Портного эти рассуждения звучат пародией на Раскольникова. Если Раскольников размышляет о власти, которая обретается преступлением, то Портной всего лишь рассуждает о запрете есть лобстера. Пафос, не соответствующий предмету размышлений, создает комический эффект.

Героя Рота роднит с героем Достоевского и их преступное сознание. Они поставлены в одну и ту же ситуацию: они должны осмелиться и нарушить закон, нормы морали. Можно сказать, что бунт обоих героев нигилистический, но Рот показывает нигилистический бунт как комический. В соответствии с психоаналитической теорией истоки конфликта человека принято искать в младенчестве, и, пародируя эту идею, Рот начинает повествование с детства, представляя постепенно в романе все ступени бунта. Сначала это бунт против родителей, которые воплощают филистерскую норму и в глазах героя символизируют мещанские добродетели. Портной подмечает все комические стороны своих родителей, описывая, например, привычки и запахи отца, страдающего запорами. Герой приписывает себе фрейдистский комплекс; его ненависть к отцу, человеку добродетельному и ограниченному, комически преувеличена: «Время шло, и врагом становится его собственный возлюбленный сын.