Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 281

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роман и Америка тесно связаны друг с другом и временем рождения (XVII век), и духовными родителями (Просвещение). Роман оставался ведущим жанром на протяжении всей американской литературной истории, не утратил он свои позиции и в середине ХХ века. Как отмечал в 1966 году американский литературовед Л. Фидлер, «мы живем в век Америки и в век романа». Однако в ХХ веке роман как жанр претерпевает существенные изменения, и переломным для его развития в определенной степени становится послевоенный период.

В эти годы изменяется сама концепция культуры и литературы. М. Тлостанова пишет: «…в 50—60-е годы монокультурная гомогенная модель (плавильный котел) получила дальнейшую корректировку». Происходит смена «культурной парадигмы с западной логоцентрической (американо-центрической) на плюралистическую, где «пограничье играет важную роль». Таким образом, плюралистическая модель связана с феноменом культурного пограничья, «активно узурпирующего, по наблюдению американских критиков, сегодня место mainstream в США».

Мнение, которое возникло в середине ХХ века, о том, что все новое в культуре рождается «на границе», нашло подтверждение и в литературной ситуации в послевоенной Америке. Именно в эти годы рождается и заявляет о себе литература пограничья: региональная литература, прежде всего южная (нужно отметить, что региональность сегодня нередко понимается как один из специфических вариантов субкультуры), молодежная литература (включая литературу Бит), женская, литература национальных меньшинств.