Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 284

Американский роман 1940—1960-х годов имеет нонконформистскую направленность, существенной становится для него тема бунта, которая объединяет романы таких разных авторов, как Дж. Керуак, Дж. К. Холмс, К. Маккаллерс, Дж. Д. Сэлинджер, С. Плат, Ф. Рот. Бунт против массового общества, нивелирования личности, ее коммерческого порабощения связан с общим нонконформистским движением в американском обществе.

По-иному мыслится в американском романе 1940—1960-х годов и герой. Он воплотил в себе черты человека переходной эпохи, каким явилось послевоенное время. Очевидно, что героя этого романа можно поставить в один типологический ряд с героями Достоевского. Главные его черты — неустойчивость, незавершенность — характерны и для героев русского писателя. Это герой эпохи рубежа, где сходятся крайности, где все находится в движении, становлении. Пластичность человека, «разорванность» его сознания литература нового времени изучает начиная с Дидро. Американский роман 1940—1960-х годов продолжает эту традицию, которую воспринял во многом и через Достоевского.

Л. Шестов, говоря о значении творчества Достоевского, отмечал, что «первый дар, который Европа с благодарностью приняла от России, была “психология” Достоевского, т. е. подпольный человек, с его разновидностями, Раскольниковыми, Карамазовыми, Кирилловыми». Исследование человека и общества американский роман организует «из-за границы», из своеобразного подполья. Причем опыт пограничья предстает как универсальный опыт. Молодой герой-бунтарь становится символом смятенного человечества.

Нестабильность современного существования, сложность психической жизни человека — темы, которые стали главными в литературе XX века, — непостижимы без Достоевского. Они становятся ведущими и в американском романе 1940—1960-х годов.