Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 30

Таким образом, Достоевский вошел в западноевропейское сознание как провозвестник нигилизма и поколение Бит не могло не ощущать родство с бунтующими героями Достоевского. Роль Достоевского велика для них и потому, что, по словам Камю, он «делает еще один шаг вперед в исследовании мятежного духа». Нигилизм не только не утратил свои позиции в XX и XXI веках, но и расширил их. По словам французского философа А. Глюксмана, «на заре XXI века приходится констатировать, что, во-первых, современный нигилизм существует не только в своей русской колыбели, во-вторых, он функционирует не только в среде бунтующих “недорослей”, но проявляет себя планетарно как метод захвата и отправления власти». Таким образом, «Россия опасно забежала вперед, всей планете являя зеркало будущего на XXI век», потому-то нигилистическое сознание, изображенное Достоевским, было современным и в середине XX века, когда возникло поколение Бит; является оно таковым и сегодня.

Как уже отмечалось, бунт поколения Бит был противоречив. Поколение Бит можно назвать поколением крайностей, ибо через крайности молодые люди выражали себя и искали свое место в мире. Эта черта была отмечена довольно рано, уже в первых статьях о Бит. «Это поколение крайностей», — назвал новое поколение Холмс в статье 1952 года; «тяготение к крайностям — единственный способ утверждения жизни, который они знают». В статье «Философия поколения Бит» 1958 года Холмс повторил эту мысль: «Но вместо цинизма и апатии, которые сопровождают утрату идеалов и придают “потерянному поколению” своего рода поэтичность, осеннюю прелесть, поколение Бит, оказавшись слишком решительным, энергичным, неутомимым, любопытным, чтобы устраивать старших, исповедало движение, деятельность.