Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 31

Кажется, ничто более не удовлетворяет его, чем крайности, которые, если и включали преступное употребление наркотиков, то включали также и иноческую святость. Везде, казалось, поколение Бит находилось в лихорадочном поиске ответов на единственный вопрос: как нужно жить?». Вероятно, тяготение к крайностям есть отчасти признак молодого, незрелого сознания.

Достоевский давно имел на Западе репутацию писателя, изображавшего крайности духа, и такая репутация оправдана, ибо тяготение к крайностям — несомненно русская черта. Сам Достоевский неоднократно размышлял об этом: «Что делать: крайности — наша черта», — писал он (Д. 21, 35). Но подобная же «широкость» была характерна и для поколения Бит, вместившего святость и преступность, трагизм и буффонаду, безумие и здравомыслие, эскпейпизм и стремление к обычному житейскому укладу.

Как уже говорилось, бунт поколения Бит был связан с отрицанием традиционных ценностей американского среднего класса. Он выразился в стремлении разрушить существовавшие социальные барьеры, тем самым излечить «трагическую разделенность в американской душе». Однако следует отметить, что стремление к разрушению барьеров связывалось в западном сознании с Достоевским и героями его романов. Так, А. Жид среди чуждых для западного читателя особенностей мира Достоевского назвал и «чувство солидарности между классами людей, которое выражается в уничтожении всех социальных барьеров и способствует свободе общения между различными сословиями, — это мы находим в романах Достоевского».