Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 33

Если мы обнаруживаем, что герои Достоевского убивают из принципа, сидят на хлебе и воде из принципа или кончают жизнь самоубийством из принципа, мы должны помнить, что такие характеры не являются особенными и фантастическими для русских».

Таким образом, одна из особенностей рецепции Достоевского поколением Бит состояла в том, что оно попыталось переосмыслить сложившуюся европейскую традицию восприятия Достоевского путем адаптации и усвоения «неусвояемых» прежде сторон творчества писателя. Нужно отметить, что поколение Бит было одним из первых, которое заинтересовалось мыслью Достоевского о том, что в страдании есть идея, — мыслью, которая была, наверное, самой чуждой для американского сознания. Кроме того, и христианская проповедь Достоевского, которую еще Р. Блэкмур называл «примитивным христианством», была услышана поколением Бит и нашла отражение в творчестве Дж. Керуака и Дж. К. Холмса.

Для миросозерцания поколения Бит важной была и мысль о грядущем новом человеке, который придет на смену человеку европейской цивилизации. Эта мысль была усвоена ими через немецкую традицию восприятия Достоевского 1910-х годов, интерпретировавшую русского писателя как пророка упадка Запада, прежде всего через О. Шпенглера и Г. Гессе. Зимой 1916—1917 годов Шпенглер писал своему другу, что Достоевский предсказал появление новой культуры нового тысячелетия, которая будет иметь корни на Востоке.