Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 40

Слово «Достоевский» получает дополнительные коннотации, становится распространенным определением. Появляются выражения: Dostoevskyan face (с лицом, как у Достоевского), Dostoevskian midnight subway (полуночная подземка, как у Достоевского). Достоевский ассоциируется с темным мрачным миром подполья, нищеты, душевного расстройства — миром маргинальным, опасным и привлекательным. Он находится за границами комфортабельно обустроенного мира среднего класса, к которому принадлежали молодые люди Бит. Но именно в этом мире отверженных поколение Бит искало духовную истину.

Важно отметить, что общая установка писателей Бит, в том числе и Керуака, на демократизацию искусства, их неприятие всякой элитарности привели к «демократизации» и Достоевского, который становится героем и участником жизни Бит, частью мифа о Бит, частью новой молодежной контркультуры. Этот процесс демократизации был одновременно и процессом американизации Достоевского, включением духовного опыта русского писателя в духовную историю страны. Во многом благодаря поколению Бит американский Достоевский начинает новую жизнь в иной культурной среде, на иной почве. Он не только перестает быть чуждым американцам, а входит в американскую культуру, в том числе и массовую. Культура Бит формирует совершенно новое отношение к писателю. «Приручение» Достоевского шло и через его осмеяние. Поэтому возможными становятся пародии на Достоевского, литературная игра с мотивами, сюжетами его произведений, осмеяние его героев.