Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 52

Если же говорить о писателях поколения Бит, то можно с той же уверенностью утверждать: «Поскреби американского писателя поколения Бит и обнаружишь Достоевского».

На 1940—1950-е годы пришлось становление Холмса как писателя, причем призванного выразить устремления поколения Бит, стать его голосом. Холмс признавался, что для опыта, который он хотел выразить, не существовало литературной традиции. Поэтому Холмс в эти годы ищет предшественников, писателей, близких по духу, и находит такого в Достоевском. Одно из ощущений, которое он вынес из чтения Достоевского, — острая современность творчества писателя. В эссе «На изломе: экзистенциальные аспекты романа» Холмс писал: «Пророкам, вещающим в газетных колонках, посвященных литературе, привычно задавать вопрос, почему в наше время так много Достоевских, интересующихся безумной (wild) стороной жизни, и так мало Толстых, описывающих нормальную жизнь. Но разве двадцатый век не напоминает кошмары Достоевского в большей степени, чем реальность Толстого?». Холмс размышляет, почему именно Достоевский стал выразителем духа современности. В эссе «Революция ниже пояса» 1964 года он пишет, что интерес к Достоевскому вызван усложнившимися представлениями о человеке в ХХ веке: «…интерес к Достоевскому перед Первой мировой войной указывал на подобный же переворот, совершавшийся под поверхностью простого оптимизма того времени. Достоевский, о котором одно время думали как о русском Саде, установил, что человек не может быть сведен к существу, живущему лишь во власти своих интересов».