Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 53

Гений Достоевского в том, что он увидел и показал всю противоречивость сознания современного человека, которая стала очевидной в ХХ веке. В эссе «Название игры» 1965 года Холмс отмечает роль Достоевского как исследователя Нового Сознания, представленного прежде всего в «Записках из подполья». Именно Новое Сознание становится, по мнению Холмса, особенностью поколения Бит: «…теперь становится очевидным, что духовный голод, метафизический поиск… являются сутью позиции Бит». Эта же мысль звучит и в более ранних статьях, начиная со статьи «Это поколение Бит».

Взгляд Холмса на творчество Достоевского вполне традиционен для того времени. Огромную роль в его формировании сыграл экзистенциализм. Несомненно, для Холмса Достоевский — предтеча экзистенциализма. Холмс полагает, что появлением новой экзистенциальной проблематики в романе его современники обязаны русскому писателю. Так, например, «Преступление и наказание» рассматривается Холмсом как экзистенциальный роман. Сравнивая «Преступление и наказание» и «Американскую трагедию» Драйзера, Холмс пытается увидеть экзистенциальные мотивы в том и другом произведениях. Он отмечает, что оба романа — о преступлениях, но Драйзера интересуют социальные причины преступления, а Достоевского — его духовные последствия. «<…> Убийство, которое совершает Клайд Грифитс, — результат его зависимости от общества, в то время как преступление Раскольникова — свободы от общества. Драйзер видел в Клайде дезориентированного гражданина, Достоевский рассматривал Раскольникова как заблудшую душу. Какой из этих романов является экзистенциальным?».