Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 56

И позднее для Холмса искусство Достоевского будет оставаться тем эталоном, который он всегда имеет в виду, оценивая современные явления искусства. Так, в статье 1970 года, посвященной современной литературе, Холмс, полемизируя с приверженцами нового журнализма, подтверждает свои суждения примером Достоевского: «Писатель работает с теми вибрациями, которые излучают события, а не с самими событиями. <…> Писатель рассказывает о том, что не может доказать. В конце концов что было менее важным в “либерализованной” России 1870—1880-х годов, чем полные кошмаров романы Достоевского? Но что в свете последовательных кошмаров современной истории может быть более важным? Достоевский был журналистом долгое время и блестящим эксцентричным журналистом, напоминая сегодняшних Новых Журналистов. Но кто бы обменял главу из “Братьев Карамазовых” на весь “Дневник писателя” и что из них более актуально?».

Говоря о восприятии творчества Достоевского Холмсом, нужно отметить, что в статьях и дневниках Холмса довольно часты упоминания о русском писателе и героях его произведений. Они навеяны чтением романов Достоевского. Так, рассказывая об увлечении одной из своих сверстниц-студенток, называет ее «чернобровой Настасьей Филипповной, однажды перенесенной с шатких русских деревенских ступенек», или признается: «Она считала меня глупым Долгоруким, когда я посылал ей записки на занятиях по философии с признаниями в любви в том ложном байроническом стиле, который кажется таким настоящим молодым людям». Подростков, юных битников, он называет Раскольниковыми тинэйджеровского возраста.