Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 60

Поколение Бит впервые в американской культуре открыло подполье и впервые дерзнуло противопоставить подполье традиционному обществу, и потому переживало «подпольный» опыт молодых героев Достоевского как собственный. Особенность восприятия подполья Бит заключалась в том, что они осмысливали его в новом контексте молодежной контркультуры. Их подполье было фактом уже не литературы, а жизни, который позднее был отражен в литературе Бит.

Основная тема подполья — тема разлада человека с миром. Именно так ее увидел Достоевский. Холмс в романе «Иди», как мы покажем далее, в своем изображении подполья следует за русским писателем. В его произведении подполье связано с идеей бегства, идеей бунта.

Ощущение тупика, конца цивилизации — типичная черта кризисного сознания людей буржуазной эпохи. Одним из ответов на этот кризис всегда было бегство от цивилизации к природе, от рационального к иррациональному, от логического к абсурдному. Молодые люди поколения Бит также отвечают на жестокость и абсурдность мира бегством от действительности, которая вызывает у них боль и протест. «Наши семьи разрушаются, наша любовь отвергнута, наши жены оставляют нас, наши мужья называют нас блудницами, наши матери плачут, глядя на нас, наши друзья сочувствуют нам в наших заблуждениях, и все кажется ужасным, потерянным безвозвратно, прелюдией к какой-то невообразимой катастрофе» (Х. 60), — пишет своей подруге главный герой романа Гоббс.

Подполье — не только результат отчуждения человека, но и следствие отрыва романтического идеала от реальности. Гоббс страдает от несоответствия идеала и действительности. Подобно Вертеру (с которым себя сравнивает), он пишет письма-исповеди к почти незнакомой девушке Лизе.