Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 67

Мотив мелодраматический — братание с людьми дна, с подонками общества — переосмыслен в романе в духе Достоевского, в христианском духе, как попытка единения людей в любви через сострадание к другому.

Подполье у битников — это своего рода сообщество, мужское братство, «беспокойное, находящееся в непрерывном движении» (Х. 237). На первый взгляд, тесные, даже семейные, отношения между друзьями из поколения Бит, вряд ли по сути своей напоминают отношения между молодыми людьми, изображенными в романах Достоевского. Но Холмс чувствует идейную и духовную близость своих героев с молодыми героями Достоевского. Он сопоставляет их прежде всего с героями романа «Бесы». Поэтому не случайны реминисценции из этого романа, не случайно некоторые образы битников ассоциируются с образами Кириллова, Ставрогина, Шатова. Сообщество молодых людей объединяет не только возраст его участников, но общая жажда бунта и преображения.

В эпиграфах к книге Холмса определены три основных мотива романа: безумие, шутовство и детство. Все они имеют отношение к теме подполья. Нужно отметить, что все три мотива являются важными и в творчестве Достоевского.

Подпольный человек Достоевского паясничает, играет, превращая трагедию в фарс. Герои Холмса, убегая в подполье, тоже ведут своего рода игру, причем игру осознанную и по сути своей детскую. Сравнение героев с детьми является центральным в романе Холмса. Оно вынесено и в эпиграф. Под детскостью автор подразумевает незрелость, безответственность, оторванность от реальной жизни. Подобное понимание детскости можно обнаружить и в романе «Бесы».