Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 69

Как отмечалось, особенностью поколения Бит была его инфантильность. На инфантильность своих героев указывает и Холмс. Демонический Агатсон — «всего лишь школьник, который так и не вырос», — так характеризует его один из героев, Кетчам; а по словам другого героя, Стофски, «его дикие выходки, безумные трюки, рассчитанные непристойности (потому как вы знаете, он их, действительно, просчитывает) не трагические иллюстрации стремления к смерти или упадка западной цивилизации… но просто… мальчишество, старина!» (Х. 10). Гарт — мальчишка, не желающий взрослеть, и все они дети, сбежавшие от взрослых. Одним из итогов странствий по подпольному миру главного героя романа является понимание того, что подполье по природе своей инфантильно, выйти из подполья — значит повзрослеть. «Я был только ребенком, бездумным ребенком… Знаешь, что я имею в виду? Это было все только литературой, ребячеством», — говорит своей жене Гоббс (Х. 27).

Детскость у Холмса не только инфантильность, но и указание на богооставленность человека, который с утратой веры утратил представление о целостности мира и своем месте в нем. Бог в романе Холмса идентифицируется с фигурой отца, взрослого, носителя власти. Весь культ демонизма, зла, битничества лишь мальчишество, который исчезает при появлении Бога, авторитета, смысла, и «чудовище с разочарованием обнаруживает, что оно всего лишь маленький сопливый мальчик!» (Х. 109).

Подполье противопоставлено не только как невзрослый мир взрослому, свободный — несвободному, но и как смеховой — серьезному, в котором ценности традиционного общества пародируются и травестируются. Карнавальная стихия, где верх и низ смешаны, низ воспевается и сакраментализируется, весьма характерна для культуры Бит. Подполье есть изнаночный мир, его существование свидетельствует об абсурдности настоящего мира и трагедии человека в абсурдном мире.