Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 76

Поведение этих героев объясняется их друзьями экзотическим непонятным желанием пострадать и вызывает неприятие. Для большинства героев Холмса мысль Достоевского о страдании остается чуждой. Причина этой невосприимчивости, которой Холмс не касается в романе, кроется все в том же различии русской и американской цивилизаций, зиждущихся на православной и протестантской традиции. Протестантизм видит в страдании часть Божественного Промысла. Страдание может быть ниспослано человеку только по воле Провидения. Сама мысль «пострадать», предложить собственные страдания Богу, чтобы спасти себя или другого, в протестантизме представлялась еретической. Одним ударом Лютер уничтожил идею самопожертвования. Вместо любви как главного условия спасения, которая не может быть без страдания, пришла вера. Представление же о том, что каждый приходит в этот мир для страдания и что страдания приближают к Богу, вера в святость и воскрешающую силу страдания, характерная для православной культуры, с трудом воспринималась протестантским сознанием.

Только Стофски видит в страдании путь приближения к идеалу, преодолению эгоизма. Бог — это любовь, которая может быть обретена только через отказ от претензий собственного эго. Эта мысль близка была Достоевскому, который был убежден, что «высочайшее употребление, которое может человек сделать из своей личности, из полноты развития своего я, — отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно… закон я сливается с законом гуманизма» (Д. 20, 172—173).