Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 77

В американской культуре складывалось иное отношение к индивидуализму. Тезис Эмерсона о доверии к себе, ответственности, прежде всего перед собой, освятил индивидуализм как начало положительное, способствующее свободному развитию человека. Этот основополагающий принцип американского общества, основание для самоощущения и самоидентификации целой нации, был подвергнут сомнению послевоенным поколением, которое называло себя Бит. В предисловии к книге Холмс пишет о том, что «эго… является главным препятствием для того, чтобы войти в реальную жизнь» (Х. XXII).

Отказ от претензий своего эго как путь к духовному обновлению — такое понимание с трудом давалось битникам и наиболее восприимчивому герою Холмса — Стофски. В этой связи показательным является разговор Стофски и Анке. Анке рассказывает о женщине-нищенке, которая оказалась в автобусе рядом с хорошо одетой дамой, и та не захотела сидеть с нею рядом. Нищенка стала ругаться, даже плеваться. Она не могла остановиться, пока не заметила, что «все отодвинулись от нее и тайком косились на нее. Тогда ее гнев сменился безнадежностью и смущением» (Х. 43). Стофски, безусловно, сочувствует нищенке: «Почему они отвергли ее?» Но Анке ставит вопрос по-другому: «Почему она отвергла их?» Стофски поражен мыслью о необходимости отречения от претензий своего эго как пути к духовному обновлению: «Что за странная идея! Конец эго, смерть воли. <…> Но что это за провокация! <…> Не ощущать себя униженным даже в глубине сердца!» (Х. 243). Однако отказ от претензий эго труден, как и исполнение заповеди о любви к Богу и ближнему. Об этом писал Достоевский: «…закон личности связывает», об этом размышляет Стофски: «…это все-таки не любовь. Все последние недели он старался, откладывая деньги для Анке, чтобы тот смог уехать из города, унижался перед равнодушным Литл Роком, но так и не смог полюбить их…» (Х. 277).