Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 79

На вопрос «что делать человеку в мире, полном страданий?» Стофски находит ответ: «Иди и люби, не ища ни у кого помощи» (Х. 246). Эта мысль перекликается с проповедью Зосимы: «…неустанно, ненасытимо люби, всех люби, все люби». В Евангелии от Иоанна Достоевский выделил в качестве его основной мысли слова Христа: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13, 34). Заповедь любви, вынесенная в эпиграф к роману «Иди», и служит основным духовным посылом, которым герои книги и сам автор обязаны Достоевскому.


Проблема героя в романе «Иди»: два типа нигилистов

Одной из важных задач, стоявших перед Холмсом, было создание образа героя своего времени, своего поколения. Несомненной удачей романа и является представленный образ героя-нигилиста, который позже станет типичным для литературы Бит. Этот герой был порожден самой жизнью, послевоенным духовным кризисом, и не случайно, пытаясь осмыслить появление этого героя, Холмс обращается к литературе «потерянного поколения». Надлом, опустошенность, одиночество героев, прошедших через войну, роднит их с героями романов Хемингуэя, Олдингтона, Фицджеральда, Ремарка: «Существование, отмеченное только беглыми уик-эндами, когда они сочиняли фантазию о любви, чтобы противостоять ужасу реальности. Но они не могли не чувствовать хаос военного времени, в который их бросили. Вокруг были официантки и секретарши, которые приезжали на автобусе или поезде, чтобы встретиться со своими мужчинами и увидеть, как после нескольких безумных дней свидания их увозят обратно, и которые продолжали жить здесь без всякой надежды, зарабатывая лишь на то, чтобы прокормить себя, но недостаточно для того, чтобы вернуться домой; переполненные ночные улицы, когда голод и одиночество изменяли маленький город, превращали добропорядочных мальчиков в вандалов; чувство покинутости охватывало молодых людей, которые были сорваны с мест, собраны в полки» (Х. 32).